Пилотный проект для будущих студентов-транcфессионалов

С 25 по 28 марта Йозеф Хендрик Хубертус Прикертс, профессор в области экспериментальной нейропсихофармакологии кафедры психиатрии и нейрофизиологии факультета медицины и наук о здоровье и жизни Университета Маастрихта (Нидерланды), провел для студентов ТГУ лекции и мастер-классы по теме «Генное редактирование vs. Лекарства для лечения расстройств ЦНС». Слушатели междисциплинарной образовательной программы Tomsk International Science Program (TISP) узнали о мощной технологии редактирования генов CRISPR и ее применении для лечения расстройств ЦНС, какую роль играют кофеин и когнитивные стимуляторы в работе памяти, внимании и других когнитивных функций; как объединить науку и промышленность в своей карьере.

Профессор Прикертс отметил высокий уровень подготовки студентов, их языковые компетенции и высокую мотивацию, несмотря на то, что слушатели «пилота» пришли из разных областей знаний и специальностей. Ученый из Нидерландов также заинтересовался лабораториями и научными школами, функционирующими на базе химического факультета ТГУ.

Йозеф Прикертс встретился с разработчиками программы TISP и профессорско-преподавательским составом САЕ «Институт «Умные материалы и технологии» ТГУ, на базе которого реализуется пилотная англоязычная общеразвивающая программа Tomsk International Science Honor’s Program. Оба проекта разрабатываются совместно с Университетом Маастрихта (Нидерланды).

Добавим, что в феврале для слушателей TISP состоялись лекции и мастер-класс профессора Ваутера Дэвида ван Маркена Лихтенбелта, руководителя исследовательской группы по термофизиологии и метаболизму Университета Маастрихта, и ассистента кафедры общей и экспериментальной физики ТГУ Максима Плешкова.

Под их руководством студенты провели необычный эксперимент в области терморегуляции. Температура в помещении была нагрета до +35°С; участники измерили температуру тела и ушной раковины специальными приборами, после чего за определенное количество времени слушатели должны были съесть порцию мороженого и повторить измерения, записать свои наблюдения. Казалось бы, после порции мороженого температура тела должна уменьшиться, но не все так однозначно. В то время как температура ядра тела, измеряемая на барабанной перепонке, действительно уменьшилась, температура кожи возросла. Объяснение этого явления довольно лаконично: мороженое во рту охлаждает нёбо и, как следствие, мозжечок, который является своеобразным «термостатом» нашего тела. Мозжечок выключает процесс потоотделения при пониженной температуре, что и приводит к дополнительному нагреву кожи. Лекция и мастер-класс встретили положительные отклики как у студентов, так и у преподавателей.


– Мне понравилась увлеченность участников курса и их желание познать что-то новое, таковым, прежде всего, стало участие в эксперименте. Вторым определяющим моментом стала сама организация исследования и получение результатов. В Томском университете это удалось на 100%, помог предыдущий опыт в Маастрихте. Когда точно такой же эксперимент впервые проводился в Нидерландах, то мы сталкивались с трудностями: во-первых, необходимо было нагреть аудиторию до требуемой температуры, а, во-вторых, не допустить солнечный свет и лишний теплообмен в помещение, – сказал профессор ван Маркен Лихтенбелт о работе в ТГУ своих ожиданиях от программы.


Для обоих профессоров это был первый визит в Россию, в Томск, и они отметили международную атмосферу, которая царит в нашем студенческом городе, и высокий уровень научного и образовательного потенциала. Это особенно важно для реализации международных междисциплинарных программ, таких как Tomsk International Science Program (TISP).


– Я никогда не думал о России и сотрудничестве в научном и образовательном плане. Первый опыт взаимодействия произошел, когда по программе двойного диплома в моей группе появились студенты из ТГУ, и я посмотрел немного другими глазами на Россию и на то, что происходит у нас в Нидерландах в целом. Свою задачу, в первую очередь как исследователя, я вижу в необходимости оказания содействия лабораториям и научным коллективам не только в России, но и в других странах для достижения успешных результатов и уровня, который есть у нас, – отметил профессор Прикертс.


Обучение первых студентов пилотной англоязычной программы Tomsk International Science Program завершится 30 июня 2019 года.